На прошлом Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) президент Владимир Путин призвал провести технологическую революцию, обещал бизнесу дешевые кредиты на модернизацию и высокие налоги на устаревшие производства. Эти призывы наполовину остались призывами. «Сегодня, когда вы слышите чью-то важную речь с заявлениями, что мы сделаем вот это, вы можете быть уверены, что планы будут выполнены менее чем на 50%, таково состояние нашего госуправления», - заверил председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.
Одна из главных идей Путина - расширить доступ к дешевым инвестиционным ресурсам. Программа поддержки инвестпроектов запущена в октябре 2014 г. По данным Минэкономразвития, отобрано 13 проектов на 144,7 млрд руб. Реальный эффект пока минимален, считает председательница ЦБ Эльвира Набиуллина (цитата по «Интерфаксу»): «Мы не намерены расширять ее [программы] применение, рефинансирование под инвестпроекты не оправдало надежд: средства выбраны только на 2% из 100 млрд руб., отбор проектов завершился».
Путин обещал налоговые льготы начинающему бизнесу - инвесторы таких проектов должны были получить вычет из налога на имущество и налога на прибыль в размере капитальных затрат. Сейчас для таких проектов ставка налога на прибыль снижена до 10%, льгота уже применяется, рассказывает федеральный чиновник. Минпромторг предлагает снизить налог на прибыль еще на 5% - до 2025 г., рассказывал замминистра Глеб Никитин РБК, но пока ведутся переговоры с Минфином.
Для поддержки банков была обещана конвертация субординированных кредитов, выданных Внешэкономбанком в кризис 2009 г., в привилегированные акции. Кредиты выданы 17 банкам (404 млрд руб. без кредита Сбербанку от ЦБ), конвертацию провели только Газпромбанк (на 39,9 млрд руб.), ВТБ (на 214 млрд руб.) и Россельхозбанк (на 25 млрд руб.).
Особое внимание президент в прошлом году уделял импортозамещению, его власти были намерены развивать через госзаказ. Минэкономразвития и Минпромторг предложили заключать долгосрочные госконтракты на основе соглашений о локализации производства - но критерии до сих пор не разработаны. «Проблем с критериями много, например, долю локализации можно стимулировать через снижение таможенной стоимости, тогда иностранный продукт формально будет признаваться российским», - объясняет федеральный чиновник.
Сейчас Минпромторг утвердил 20 отраслевых планов импортозамещения, но список конкретных проектов и направлений министерство не раскрывает.
Самые большие сложности возникли с предприятиями, которые внедряют новые технологии, - механизм их поддержки так и не разработан. Чтобы стимулировать бизнес активнее вкладываться в модернизацию, власти были готовы даже пойти на непопулярные меры. Предприятия должны избавляться от грязных технологий и устаревшего оборудования, иначе для них будет повышена налоговая нагрузка, предупреждал президент. Были подготовлены поправки в закон об отходах, обязывающие компании либо утилизовать бытовой мусор от своей продукции, либо платить экологический сбор. Но в июне на совещании у премьера Дмитрия Медведева на этот законопроект бы введен мораторий - аж до 2019 г.
Еще одним приоритетом для президента была инфраструктура. Речь шла о строительстве ЦКАД и БАМа. РЖД в 2015 г. на модернизацию БАМа планировала потратить 137,2 млрд руб., из фонда национального благосостояния (ФНБ) на проект должно было быть выделено 50 млрд руб. Представитель монополии в начале июня говорил, что деньги из ФНБ до РЖД пока не дошли. «Транш в 2014 г. от ФНБ не поступил. Господдержка состояла только в выделении бюджетных средств на начало изыскательных работ, все остальное осуществлялось на средства РЖД, которые тоже небеспредельны», - говорил начальник дирекции РЖД по развитию восточного полигона Вячеслав Рыбкин (цитата по «Интерфаксу»).
ЦКАД получила первый транш из ФНБ, но растет отставание от графика по региональным дорогам, а по федеральным дорогам инвестпрограмма была даже сокращена.
Оценка деятельности чиновников не зависит от того, выполнены поручения или нет, еще меньше внимания уделяется тому, достигнут ли реальный результат, говорит директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.
Нет отработанного инструмента и системы, обеспечивающей эффективность деятельности госслужащих, продолжает Южаков, даже в самих указах не всегда понятно, какой результат должен быть достигнут, их выполнение плохо определено. Государству вообще было бы полезно не лезть во все дела, слишком много вопросов хотят решить указаниями сверху, отсюда и такой результат, считает он.
«Система поручений стала подменять систему управления по целям и ценностям. И эти поручения тоже уже не все выполняются», - заметил в четверг на форуме министр по делам открытого правительства Михаил Абызов.
Елизавета Базанова, Татьяна Лысова, Милана Челпанова