Нужна разумная система в управлении, тогда не будет ошибок и аферистов, обманывающих людей, считает губернатор края.
Рок или разгильдяйство?
- Виктор Александрович, две страшные трагедии, произошедшие в июле, вскрыли проблему общественных перевозок. Наш корреспондент, посетив красноярский вокзал, обнаружил и в день второй аварии, и в момент массовых проверок нелегальных перевозчиков. Получается, структуры, которые должны контролировать и выявлять проблемы в этой отрасли, не дорабатывают? Как нет и культуры вождения, ответственности на дорогах?
- Есть и нарушения в организации работы транспорта, и несоблюдение правил движения, и безответственность, и агрессия водителей. Есть и дороги, которые хотелось бы расширить и разделить. Есть трагическое стечение обстоятельств. В Балахтинской трагедии на том участке вообще никогда не было смертельных аварий, в Козульском районе за десятилетнюю статистику тоже подобных ЧП не случалось.
То, что оба раза участником аварии стали автобусы одного предприятия… По мнению многих, оно лучшее - новые автобусы, хорошее техническое обслуживание. Тем не менее перевозчиков много, в том числе нелегальных, а попали в аварию два автобуса лучшего автопредприятия.
Конечно, власть должна сделать выводы. На трассах появится больше постов, которые будут пресекать превышение скорости. Потребуем поставить больше знаков, запрещающих обгон, ну и, конечно, надо воспитывать в водителях ответственность.
К этим двум авариям приковано внимание, потому что по 11 погибших. Но ведь каждый день кто-то погибает. То на обочине людей не видят и сбивают, то без всяких помех летят в кювет… 500 человек в год погибает в крае в автомобильных катастрофах. Да, есть и разгильдяйство. Вот в Ачинске недавно водитель сбил ребятишек на пешеходном переходе. Прав не было, машина разбита, через весь город проехал. Почему его раньше никто не остановил?
Сейчас надо спасти жизни пострадавших. По-прежнему ещё трое в реанимации. Я признателен врачам. Приезжал в краевую больницу, когда там должны были приземлиться вертолёты с пострадавшими. На крыльце собралось 30 врачей (приехали из дома, хотя никто от них не требовал этого), и всю ночь они не уходили из клиники.
Больше регион - больше проблем
- Правительство РФ поддержало предложение губернатора Московской области о запрете долевого строительства. Народ посчитал, что теперь им придётся сначала заплатить кредиты, которые строительные организации возьмут, а потом ипотеку под высокие проценты. Есть предположения, что это остановит строительный рынок. Как вы к этому относитесь?
- Не думаю, что рынок просядет. Каждый из нас знает людей, которые пострадали от недобросовестных застройщиков. И чем больше регион со строительством жилья, тем больше таких проблем. В Новосибирске, когда рынок падал, я применял систему госгарантий застройщикам под кредитование. А раз мы давали гарантии, то проверяли и законность всех документов.
Сейчас немало ситуаций, когда дом построили, а разрешения на него нет, проект не рассматривали, застройщик подговаривает жильцов бунтовать. Однажды в Иркутске я решал с местными властями проблему дома, построенного с нарушениями. Но разве не они застройщика пустили? Если всё организовано правильно, нет аферистов в процессе, то кредит не повлияет на цены.
- Но как заставить застройщика работать правильно? Почему жильё в Новосибирске дешевле, чем в Красноярске?
- Во-первых, дешевле, потому что в Новосибирске в два раза больше строят. Во-вторых, сравнивать с Новосибирском не совсем корректно, потому что там на 20% ниже доходность, чем в Красноярске. Другая покупательская способность, другие доходы давят на рынок. И хотя край на втором месте по строительству жилья в Сибири, но в принципе 700 тыс. кв. метров жилья, которые строят в Красноярске, - это мало.
- Так ведь строили мы и миллион, только и тогда цена была почти 60 тыс. за квадратный метр…
- Согласен, что 60 тыс. для Красноярска многовато, средняя стоимость должна быть 45−50 тыс. Почему сегодня много нарушений? Потому что на рынок жилья попадают компании-аферисты. Через какие-то знакомства раздобыл себе земельный участок, не совсем точно его оформил, не получил разрешения, но начал собирать деньги на строительство дома. Такие вещи недопустимы. Нужны компании со своими оборотными средствами.
Мне кажется, в строительный процесс можно ввести третьего участника - банк. Чтобы человек свою долю не строителям отдавал, а банку, но конкретно под возведение дома. И банк заработает, и людям не надо проверять, строит он или нет, не продал ли квартиру второй и третий раз. Думаю, более разумная система, когда в управленческой практике уже отработан какой-то алгоритм и на базе лучшего прописывается закон. Тогда меньше будет ошибок и аферистов, которые, пользуясь несовершенством законодательства, голову морочат.
К зиме без рисков
- Напугали красноярцев энергетики и возможное банкротство Жилфонда. Самая главная боязнь в том, что проблемы двух экономических субъектов скажутся на жителях миллионного города. А ведь 88% населения исправно платит за коммунальные услуги. Почему они должны вздрагивать от того, что завтра эти проблемы их каким-то образом коснутся?
- Жители должны быть спокойны. Здесь, скорее, проблема задержки проведения некоторых платежей. Средства есть. Но из-за конфликтных ситуаций, судебных решений, закрытых счетов деньги затормозили своё движение. СГК, понимая всю сложность и ответственность подготовки к зиме, уже разблокировала счета. Энергетики практически готовы к зиме, Жилфонд тоже. Нам сейчас за счёт разблокирования счетов надо завести деньги на маленьких поставщиков тепла - небольшие котельные, чтобы они тоже успели подготовиться.
- В центре внимания оказалась и схема теплоснабжения, которая, пройдя общественные слушания, ушла в Москву, но по вашему настоянию вернулась назад на доработку. Чего там не хватает?
- Мы увидели некоторые осознанные неточности в прописанной схеме. Буквально за месяц эти замечания будут устранены. Основная коллизия, которую нужно устранить, - СГК, будучи заказчиком схемы, настроила проектировщиков сразу на то, что альтернативных поставщиков тепла - небольших котельных - в Красноярске не должно быть. Что они способны мощностями своих ТЭЦ обеспечить всю тепловую нагрузку. Так как себестоимость тепла на ТЭЦ самая низкая, то это в принципе выгодно и для города, и для потребителя. Но я противник того, чтобы в дела бизнеса вторгаться административной подписью. Подписали схему - и никого не будет. Я предлагаю действовать рыночными методами. Если какая-то другая котельная может поставить тепло по такой же цене, то почему отказываться от неё? Если крупный поставщик готов ещё снизить себестоимость, пусть договорится с котельной или выкупит её… Я хочу, чтобы в схеме было написано, что может быть и такой вариант.
И главный принцип - низкий тариф, чтобы бюджет ушёл от дотаций. А мы сегодня дотируем почти полмиллиарда в Красноярске. Конечно, так не должно быть. СГК вместе с проектировщиками немножко переоценили свои возможности. Чтобы отказаться от маленьких котельных, нужно построить большой объём теплотрасс, провести закольцовки… То есть коммуникаций ещё нет, а топор над котельными занесли. Они скажут: зачем им тогда заниматься подготовкой к зиме, если завтра их не станет? Зачем нам эти риски?
«Семейный отдых»
- Вы с понедельника в отпуске. Как собираетесь его провести?
- Еду в Сочи в санаторий «Заполярье». Давно летом не отдыхал, а в санатории не был лет 15. Последние годы старался в отпуск уходить зимой, больше на лыжах кататься. Попробую обычный семейный отдых. Внуки отказались с нами ехать, так что будем вдвоём с супругой отдыхать. Ходить по часам на процедуры, в столовую….
- Ходить по часам… Наверное, сложно будет себя в какие-то рамки загонять?
- 12 дней для меня многовато. Хотя Наталья Петровна как врач настаивала вообще на трёх неделях. По прошлому опыту знаю, что меня хватает на 5−6 дней, потом начинается ломка, мне хочется включиться в процесс. Сейчас намного проще в этом плане. Это раньше мне на пляж таскали папирусы из факсов. А сегодня современные технологии позволяют получать информацию оперативно. Так что буду в курсе.